Навигация по сайту

Файлы

ФГОС ВО

Руководитель ОП

Богоявленская Диана Борисовна

доктор психологических наук, профессор, почетный член Российской академии наук, председатель Московского психологического общества, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента в области образования – разработала оригинальную концепцию диагностики творчества и одаренности, автор большого числа монографий и научных работ по психологии одаренности и творчества.
Лопаткова Ирина Викторовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии – автор монографий по художественно-творческим технологиям, психологии художественного творчества, множества научных работ и учебно-методических пособий, специалист в области психологии и педагогики художественного творчества, психологии искусства, психологии конфликта, психологии самосознания, арт-терапии.

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

Магистратура. Психология творчества и одаренности (44.04.02)

Код и наименование направления подготовки:

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психология творчества и одаренности

Квалификация (степень)

Магистр

Срок освоения

2 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

120 з.е.

Вступительные испытания

Письменный экзамен по направлению подготовки

Миссия ОП

В настоящее время в России, в мире все более значимыми являются задачи, связанные с обеспечением конкурентноспособности страны, что, в свою очередь, обуславливает необходимость решения широкого круга проблем по диагностике и развитию творческого потенциала личности ( интеллектуального, социального, художественного и т. д.). Проблематика, которую будет затрагивать данная магистерская программа связана не только с разными направлениями творческой самореализации и самоактуализации личности в социуме, профессии, семье, но и с проблемами коллективного творчества, командообразования, медиагерменевтики. В настоящее время в силу влияния психометрической парадигмы проблемы творчества и одаренности изучаются редуцированно, поскольку методы измерения не схватывают психологическую целостность этих феноменов. Существуют методологические, технологические проблемы в определении, структуризации, диагностике творческих способностей, креативности, одаренности личности. Их углубленное изучение, обнаружение перспективных для практики направлений, овладение существующим диагностическим и развивающим инструментарием и методологией его проектирования, является базовым направлением данной магистерской программы.
Данная магистерская программа направлена на раскрытие природы творчества и одаренности с позиций культурно-исторического и субъектно-деятельностного подходов. Направленность изучения психологии творчества в данной программе связана с проблемами выявления (диагностики) творческого потенциала ( способностей, одаренности) личности, его развитии в разных видах деятельности. Программа позволит не только освоить новые методы диагностики творческих способностей и одаренности, но и развить умение проектировать собственный инструментарий для индивидуальной и групповой работы с учащимися, актуализирующими способности в разных видах деятельности.
Основная миссия программы заключается в подготовке психологов-педагогов, обладающих специальными компетенциями, знаниями, умениями в работе с проблемами, связанными с творческой деятельностью, одаренностью, талантом в научной, художественной, социальной, политической и т. д. деятельности. Сочетание двух линий изучения психологии творчества — диагностической и развивающей, - позволит целостно и комплексно подойти к изучению, научно-практическому исследованию проблематики психологии творческого развития личности, а также создать группу исследователей и практиков, владеющих методами диагностики творчества и одаренности, развития творческого потенциала личности и коллектива в культурно-образовательных, социально-экономических и других организациях.

Виды деятельности

программы «Психология творчества: диагностика и развитие» по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»:
• Психолого-педагогическая.
• Диагностическая.
• Научно-исследовательская.

Компетенции

Освоение ООП ВПО построено на основе компетентностно–деятельностного и субъектно-развивающих подходов. Магистру необходимо овладеть комплексом способностей, обуславливающих эффективность профессиональной деятельности в решении психолого-педагогических проблем, связанных с личностно-развивающими, психоконсультативными и психокоррекционными задачами посредством специальных диагностических и развивающих методов и методик в области психологии творчества и одаренности.
Магистр по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» по программе «Психология творчества и одаренности» должен овладеть следующими видами компетенций:
• Общекультурные, универсальные (ОК, УК): способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
• владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
• способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК4);
• способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
• способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);
• способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
• способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
профессиональными (ПК):
• способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
• использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
• уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
• уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
• способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
• владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
• способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
• готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)
специальными:
В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
• способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
• способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
• способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
• готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
• способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
• способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
• способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
• способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9);
• способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10);
• способностью выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
• способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики (ПКСПП-3);
в области педагогической деятельности:
• способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3);
• способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);
• способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
• готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6);
• способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКОД7);
• способностью совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8)
в области научно-исследовательской деятельности:
• способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
• способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);
• способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);
• готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
• способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);
• способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);
• способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9)
в области научно-методической деятельности
• способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ-1);
• готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);
• способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
• уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);
• способностью выполнять супервизию "молодого специалиста (ПКНМ-9);
• способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на кафедре психологической антропологии Института детства с участием кафедр Института искусств, Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Область: психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования и развития личности субъектов образования и их взаимодействия, консультирование субъектов образования по сложным проблемам взаимоотношений, обучения и воспитания, построения эффективной образовательной среды, диагностика и развитие творческого потенциала и одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных, посредством разработки и применения специальных методов диагностики и развития творчества и одаренности в различных образовательных, социальных структурах, системах и институтах.
Объекты профессиональной деятельности магистра: личностно-формирующий, субъектно-развивающий, психоконсультационный, учебно-воспитательный процесс; образовательные.

Практика

При реализации ООП предусматривается учебная практика ( в учреждениях образования, в том числе, дополнительного, лицеях, гимназиях и других учреждениях, ориентированных на развитие творческого потенциала и одаренности субъектов образования); учреждениях культуры; произвоственная ( преддипломная) практика.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Трудоустройство выпускников, прошедших подготовку по магистерской программе «Психология творчества: диагностика и развитие» возможно в учреждениях сферы образования, социальной сферы и сферы культуры, социально-психологических, консультационных, тренинговых центрах и других организациях.

Ресурсное обеспечение ОП

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ОП ВПО
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается доступом каждого магистранта к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, научно-исследовательскому проектированию, практикам, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.
Обучающиеся по основной образовательной программе обеспечены не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся (включая электронные базы периодических изданий).
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов из следующего перечня: «Вестник образования», «Вопросы образования», «Вопросы психологии», «Актуальные проблемы психологического знания», «Мир психологии», «Искусство и образование», «Высшее образование в России», «Инновации в образовании», «Народное образование», «Наука и школа», «Образование в документах (бюллетень)», «Педагогика», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Наука и школа» и др.
Для обучающихся в соответствии с ФГОС ВО обеспечена возможность доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: базам данных компаний Российские научные журналы на платформе E-library; базам данных: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Университетской информационной системы РОССИЯ, электронному федеральному порталу «Российское образование».

Научно-исследовательская работа

Основные формы научной работы: научно-исследовательское проектирование, научные студенческие общества, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. Участие в работе Совета молодых ученых МПГУ в разработке грантовых программ и проектов, решении вопросов по стажировке и участию в научных мероприятиях.
На кафедре психологической антропологии работает система дисциплин по выбору, в рамках которой возможно осуществление научно-исследовательской работы по разработке и апробации диагностики и развития одаренности.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

ГБОУ Лицей № 1553 им. В.И. Вернадского; ГБОУ Лицей №1561; ГБПОУ «Воробьевы горы»; ГБОУ Московский культурологический лицей №1310; ГБУ СОШ с ДО «Класс-центр»; СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ им. М.В. Ломоносова; Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского; Центра развития одаренных детей Калининградской области; Образовательный центр «Сириус» в Сочи; другие организации образования и культуры.