Навигация по сайту

Файлы

ФГОС ВО

Руководитель ОП

Демакова Ирина Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

Магистратура. Психология творчества и одаренности (44.04.02)

Код и наименование направления подготовки:

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психология творчества и одаренности

Квалификация (степень)

Магистр

Срок освоения

2 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

120 з.е.

Вступительные испытания

Письменный экзамен по направлению подготовки

Миссия ОП

В настоящее время в России, в мире все более значимыми являются задачи, связанные с обеспечением конкурентноспособности страны, что, в свою очередь, обуславливает необходимость решения широкого круга проблем по диагностике и развитию творческого потенциала личности ( интеллектуального, социального, художественного и т. д.). Проблематика, которую будет затрагивать данная магистерская программа связана не только с разными направлениями творческой самореализации и самоактуализации личности в социуме, профессии, семье, но и с проблемами коллективного творчества, командообразования, медиагерменевтики. В настоящее время в силу влияния психометрической парадигмы проблемы творчества и одаренности изучаются редуцированно, поскольку методы измерения не схватывают психологическую целостность этих феноменов. Существуют методологические, технологические проблемы в определении, структуризации, диагностике творческих способностей, креативности, одаренности личности. Их углубленное изучение, обнаружение перспективных для практики направлений, овладение существующим диагностическим и развивающим инструментарием и методологией его проектирования, является базовым направлением данной магистерской программы.
Данная магистерская программа направлена на раскрытие природы творчества и одаренности с позиций культурно-исторического и субъектно-деятельностного подходов. Направленность изучения психологии творчества в данной программе связана с проблемами выявления (диагностики) творческого потенциала ( способностей, одаренности) личности, его развитии в разных видах деятельности. Программа позволит не только освоить новые методы диагностики творческих способностей и одаренности, но и развить умение проектировать собственный инструментарий для индивидуальной и групповой работы с учащимися, актуализирующими способности в разных видах деятельности.
Основная миссия программы заключается в подготовке психологов-педагогов, обладающих специальными компетенциями, знаниями, умениями в работе с проблемами, связанными с творческой деятельностью, одаренностью, талантом в научной, художественной, социальной, политической и т. д. деятельности. Сочетание двух линий изучения психологии творчества — диагностической и развивающей, - позволит целостно и комплексно подойти к изучению, научно-практическому исследованию проблематики психологии творческого развития личности, а также создать группу исследователей и практиков, владеющих методами диагностики творчества и одаренности, развития творческого потенциала личности и коллектива в культурно-образовательных, социально-экономических и других организациях.

Виды деятельности

программы «Психология творчества: диагностика и развитие» по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»:
• Психолого-педагогическая.
• Диагностическая.
• Научно-исследовательская.

Компетенции

Освоение ООП ВПО построено на основе компетентностно–деятельностного и субъектно-развивающих подходов. Магистру необходимо овладеть комплексом способностей, обуславливающих эффективность профессиональной деятельности в решении психолого-педагогических проблем, связанных с личностно-развивающими, психоконсультативными и психокоррекционными задачами посредством специальных диагностических и развивающих методов и методик в области психологии творчества и одаренности.
Магистр по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» по программе «Психология творчества и одаренности» должен овладеть следующими видами компетенций:
• Общекультурные, универсальные (ОК, УК): способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
• владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
• способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК4);
• способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
• способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);
• способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
• способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
профессиональными (ПК):
• способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
• использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
• уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
• уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
• способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
• владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
• способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
• готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)
специальными:
В психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
• способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
• способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
• способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
• готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
• способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
• способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
• способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
• способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9);
• способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10);
• способностью выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПКПП-11);
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
• способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики (ПКСПП-3);
в области педагогической деятельности:
• способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3);
• способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);
• способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);
• готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6);
• способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКОД7);
• способностью совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8)
в области научно-исследовательской деятельности:
• способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
• способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);
• способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);
• готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
• способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);
• способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);
• способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9)
в области научно-методической деятельности
• способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ-1);
• готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);
• способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
• уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);
• способностью выполнять супервизию "молодого специалиста (ПКНМ-9);
• способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на кафедре психологической антропологии Института детства с участием кафедр Института искусств, Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Область: психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования и развития личности субъектов образования и их взаимодействия, консультирование субъектов образования по сложным проблемам взаимоотношений, обучения и воспитания, построения эффективной образовательной среды, диагностика и развитие творческого потенциала и одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных, посредством разработки и применения специальных методов диагностики и развития творчества и одаренности в различных образовательных, социальных структурах, системах и институтах.
Объекты профессиональной деятельности магистра: личностно-формирующий, субъектно-развивающий, психоконсультационный, учебно-воспитательный процесс; образовательные.

Практика

При реализации ООП предусматривается учебная практика ( в учреждениях образования, в том числе, дополнительного, лицеях, гимназиях и других учреждениях, ориентированных на развитие творческого потенциала и одаренности субъектов образования); учреждениях культуры; произвоственная ( преддипломная) практика.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Трудоустройство выпускников, прошедших подготовку по магистерской программе «Психология творчества: диагностика и развитие» возможно в учреждениях сферы образования, социальной сферы и сферы культуры, социально-психологических, консультационных, тренинговых центрах и других организациях.

Ресурсное обеспечение ОП

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ОП ВПО
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста обеспечивается доступом каждого магистранта к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, научно-исследовательскому проектированию, практикам, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.
Обучающиеся по основной образовательной программе обеспечены не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся (включая электронные базы периодических изданий).
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов из следующего перечня: «Вестник образования», «Вопросы образования», «Вопросы психологии», «Актуальные проблемы психологического знания», «Мир психологии», «Искусство и образование», «Высшее образование в России», «Инновации в образовании», «Народное образование», «Наука и школа», «Образование в документах (бюллетень)», «Педагогика», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Наука и школа» и др.
Для обучающихся в соответствии с ФГОС ВО обеспечена возможность доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: базам данных компаний Российские научные журналы на платформе E-library; базам данных: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Университетской информационной системы РОССИЯ, электронному федеральному порталу «Российское образование».

Научно-исследовательская работа

Основные формы научной работы: научно-исследовательское проектирование, научные студенческие общества, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. Участие в работе Совета молодых ученых МПГУ в разработке грантовых программ и проектов, решении вопросов по стажировке и участию в научных мероприятиях.
На кафедре психологической антропологии работает система дисциплин по выбору, в рамках которой возможно осуществление научно-исследовательской работы по разработке и апробации диагностики и развития одаренности.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

ГБОУ Лицей № 1553 им. В.И. Вернадского; ГБОУ Лицей №1561; ГБПОУ «Воробьевы горы»; ГБОУ Московский культурологический лицей №1310; ГБУ СОШ с ДО «Класс-центр»; СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ им. М.В. Ломоносова; Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского; Центра развития одаренных детей Калининградской области; Образовательный центр «Сириус» в Сочи; другие организации образования и культуры.