Навигация по сайту

Файлы

Руководитель ОП

Орлова Ольга Святославна

ддоктор педагогических наук, профессор. Является ведущим специалистом России в области логопедии, в частности, фонопедагогики, автор более 200 научных работ, пособий, методических рекомендаций. Научные разработки О.С. Орловой широко внедрены в медицинские, школьные и дошкольные учреждения России. Член Президиума Российской общественной академии голоса, главный научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журнала «Школьный логопед», зам. главного редактора журнала «Логопедия».

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации (44.04.03)

Код и наименование направления подготовки:

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации

Квалификация (степень)

магистр

Срок освоения

2 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

120 з.е.

Вступительные испытания

Письменный экзамен по направлению подготовки

Собеседование по направлению подготовки

Миссия ОП

Обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению профессиональной деятельности, обладающих глубокими знаниями в области специального дефектологического образования с готовностью применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Виды деятельности

Коррекционно-педагогическая;
диагностико-консультативная и профилактическая;
научно-исследовательская;
преподавательская;
организационно-управленческая;
культурно-просветительская.

Компетенции

Освоение ООП ВО построено на основе компетентностно-деятельностного подхода. Магистр овладевает способностью применять полученные в процессе обучения знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Магистр по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по программе «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации» овладевает следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
• способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1)
• готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность (ОК-2);
• готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
общепрофессиональными (ПК):
• готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
• способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области (ОПК-2);
• готовностью к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования (ОПК-3);
• готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-4);
• способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-5).
профессиональными (ПК)
в области коррекционно-педагогической деятельности:
• готовностью к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий (ПК-1);
• способностью к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ (ПК-2);
• способностью к проектированию коррекционно-образовательного пространства и разработке методического обеспечения с использованием информационных технологий (ПК-3);
• готовностью к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-4);
в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:
• готовностью к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения (ПК-5);
• способностью к проектированию и внедрению психолого-педагогических технологий выявления нарушений в развитии (ПК-6);
• готовностью к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности (ПК-7);
• готовностью к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ (ПК-8)
в области научно-исследовательской деятельности:
• способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-9);
• способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления научно-исследовательской работы (ПК - 10);
• готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-11);
• готовностью к проектированию научно обоснованных психолого-педагогических технологий (ПК-12);
• готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях (ПК-13);
в области преподавательской деятельности:
готовностью к преподаванию в образовательных организациях с использованием научно обоснованных психолого-педагогических технологий (ПК-14);
готовностью к мониторингу и прогнозированию достижений обучающихся с использованием современных средств оценивания результатов обучения и развития (ПК-15);
• готовностью к руководству проектной деятельностью обучающихся (ПК-16);
в области организационно-управленческой деятельности:
• способностью к организации коррекционно-педагогического процесса в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-17);
• готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования (ПК-18);
• способностью руководить педагогическим коллективом с целью совершенствования образовательно-коррекционного процесса (ПК-19);
• способностью к участию в проектировании нормативно-правового поля специального образования (ПК-20);
в области культурно-просветительской деятельности:
• готовностью к изучению образовательно-культурных потребностей лиц с ОВЗ, проектированию и реализации индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности (ПК-21);
• готовностью к проектированию и реализации культурно-просветительских программ работы с населением по проблемам формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ, взаимодействия в процессе их адаптации и интеграции в обществе (ПК-22).

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на дефектологическом факультете Института детства.
Формы реализации учебного процесса
Объем аудиторных учебных занятий составляет 18 академических часов в неделю; учебным планом предусматриваются лекции, практические и семинарские занятия.
Внеаудиторные формы работы: индивидуальная работа обучающихся с преподавателем, курсовое проектирование, групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
Организуются дебаты, дискуссии, научно-практические конференции.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Профессиональной деятельности магистра: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и образовательные системы.

Практика

Виды практик:
производственная практика по освоению профессиональных умений в области диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, профилактической и культурно-просветительской деятельности;
производственная практика по освоению профессиональных умений в области преподавательской, организационной-управленческой деятельности;
научно-исследовательская работа;
преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы
Проведение практики предусматривается в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями развития, а также в инклюзивных образовательных условиях.
Научно-исследовательская работа организуется в учреждениях здравоохранения, осуществляющих комплексную нейрореабилитацию лиц с нарушениями коммуникации: на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации; Научного центра неврологии.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Трудоустройство выпускников, прошедших подготовку по магистерской программе «Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации» возможно в учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной сферы и сферы культуры, социально-психологических, консультационных, тренинговых центрах и других организациях.

Ресурсное обеспечение ОП

Реализация основной образовательной программы подготовки магистров подкреплена необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям стандартов, целям и задачам подготовки выпускников. Качественный состав преподавательских кадров соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям.
На факультете установлены компьютерные классы, мультимедийные аудитории, имеется выход в Интернет. В учебный процесс активно внедряются современные информационно-коммуникативные технологии.
Каждому студенту предоставлен доступ к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин образовательной программы, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам, методические пособиям и рекомендациям по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам
Обучающиеся обеспечены учебными и учебно-методическими печатными и/или электронными изданиями по каждой дисциплине.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, включает официальные справочно-библиографические и периодические издания.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом учебного процесса в МПГУ. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах. Основные формы научной студенческой работы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.
В апреле на факультете проходит ежегодная конференция молодых ученых по результатам исследований в области специальной педагогики, специальной психологии и смежных областей. Конференция проводится по проблемным секциям. На конференции магистранты представляют результаты собственных исследований в форме докладов. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.
Научно-исследовательские работы студентов участвуют в конкурсах, в том числе – на лучшую студенческую научную работу МПГУ.
Формы научной работы с магистрантами - научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

Сетевое взаимодействие осуществляется с рядом ведущих вузов России и Европы, научно-исследовательскими институтами и центрами образования.
Среди них:
Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗ г. Москвы.
Кафедра сценической речи театрального института имени Бориса Щукина.
Автономная некоммерческая организация "Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи" СУВАГ.
Центр инклюзивного образования «Подсолнух»
Гумбольдский университет, Берлин.
Гданьский университет, Польша.
Университет Яна Кохановского, Кельце, Польша.
Кафедра Логопедии, Юго-западный университет им. Неофита Рильского, Благоевград, Болгария.