Навигация по сайту

Файлы

Руководитель ОП

Головчиц Людмила Адамовна

доктор педагогических наук, профессор – автор учебников для высшей школы, множества научных работ, специалист в области проблем изучения, воспитания и обучения детей с патологией сенсорных систем и множественными нарушениями развития.

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

Тифлопедагогика (44.03.03) (очная форма обучения)

Код и наименование направления подготовки:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Тифлопедагогика

Квалификация (степень)

бакалавр

Срок освоения

4 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

240 з.е.

Миссия ОП

Концептуальное обоснование и моделирование условий подготовки современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий:
- определять перспективные направления развития коррекционно-педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты в контексте работы образовательной организации;
- осуществлять методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития, воспитания и обучения детей с нарушениями зрения в разных моделях дошкольного и школьного образования;
- управлять качеством условий и конструировать содержание образования лиц с нарушениями зрения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Виды деятельности

Коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская.

Компетенции

ОП ВО проектируется на основе компетентностно-ориентированного подхода к ожидаемым результатам обучения, студенто-центрированного (принцип уровневой дифференциации) и практико-ориентированного подхода к образовательному процессу.
Выпускник овладеет общей и профессиональной культурой, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем; способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии и применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Выпускник будет обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с нарушениями зрения;
изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с нарушениями зрения в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты;
разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями зрения; выбор и создание учебно-методического обеспечения;
осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
в области диагностико-консультативной деятельности:
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с нарушениями зрения ;
консультирование лиц с с нарушениями зрения, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации;
в области исследовательской деятельности:
проектирование содержания образовательных программ с учетом особенностей индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями зрения;
постановка и решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры лиц с нарушениями зрения;
реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с с нарушениями зрения.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с с нарушениями зрения;
изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с нарушениями зрения в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты;
планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями зрения, выбор учебно-методического обеспечения;
осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
в области диагностико-консультативной деятельности:
психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с нарушениями зрения;
консультирование лиц с нарушениями зрения, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации;
в области исследовательской деятельности:
решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;
обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
формирование общей культуры лиц с нарушениями зрения;
реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Среди специальных компетенций, которые будут сформированы у выпускника:
- готовность использовать теоретические основы офтальмологии, гигиены и охраны зрения и тифлотехнические средства реабилитации инвалидов по зрению, тифлопсихологии и тифлопедагогики в практике воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- способность к формированию социально-бытовой и пространственной ориентировки, развитию осязания и мелкой моторики, зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения;
- способность адаптировать методики обучения русскому языку и литературе, основам математики, основам естествознания с методиками их преподавания в образовательных организациях для слабовидящих и слепых детей;
- готовность к использованию методик формирования коммуникативной и обучения изобразительной и трудовой деятельности, физического воспитания в сфере профессиональной деятельности;
- способностью осуществлять психолого-педагогическое сопровождение домашнего обучения и семейного воспитания детей с нарушениями зрения, осуществлять комплексную поддержку воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями зрения и слуха.

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на дефектологическом факультете на базе кафедры дошкольной дефектологии с участием кафедр дефектологического факультета, общеуниверситетских кафедр, кафедр факультета социологии, экономики и права, физической культуры.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и образовательные системы.

Практика

Учебная и производственная практика, в том числе, преддипломная, проходят в дошкольных и школьных образовательных организациях:
ГБОУ г. Москвы «Гимназия №1596» (дошкольное отделение
№1889)
ГБОУ г. Москвы «Школа №875» (структурное подразделение
«Содружество»)
ГБОУ города Москвы "Школа-интернат № 1 для обучения
и реабилитации слепых" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
ГБОУ «СОШ № 606» (дошкольное отделение)
ГБОУ «СОШ № 554»
ГБОУ «СОШ № 547»
ГБОУ г. Москвы «Гимназия «Свиблово»
ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1206»
ГБОУ г. Москвы Гимназия №1532»
ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1231 имени В.Д. Поленова
ГБОУ г. Москвы "Школа с углубленным изучением информационных технологий № 1368"
ГБОУ г. Москвы "Школа № 2114"
ГБОУ г. Москвы "Школа № 851"
ГБОУ г. Москвы "Школа № 937 имени Героя Российской Федерации
А.В. Перова"
Региональная благотворительная общественная организация
«Центр лечебной педагогики»
ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих»

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Трудоустройство выпускников, прошедших подготовку по программе "Специальное (дефектологическое) образование" возможно в учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной сферы и сферы культуры, социально-психологических, консультационных, тренинговых центрах и других организациях.

Ресурсное обеспечение ОП

Реализация образовательной программы "Специальное (дефектологическое) образование" профиль "Тифлопедагогика" обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Качественный состав преподавательских кадров соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям.
В реализации программы принимают участие штатных 10 преподавателей кафедры, из которых 7 со степенями и званиями (78%); 3 совместителя, из них 3 - со степенями и званиями (100%), Среди преподавательского состава 2 доктора наук (24%).
15 преподавателей других кафедр Института детства и МПГУ задействованы в преподавании дисциплин базовой части, психолого-педагогического модуля, модулей "Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога", "Филологические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога". Из них 14 преподавателей со степенями и званиями (93%).
Профессорско-преподавательским составом кафедры ежегодно публикуются учебники, учебные и методические пособия, монографии и статьи. Кафедра имеет ряд договоров о сотрудничестве с ведущими научными и практическими учреждениями России, в рамках которых регулярно проводятся интересные для студентов мероприятия.
Так же при кафедре есть мультимедийные аудитории, где преподаватели на своих лекциях внедряют новые информационные и интерактивные, модульно-рейтинговые технологии в учебный процесс. Большинство лекций сопровождаются мультимедийными презентациями и имеет обратную связь со студентами в социальных сетях (Facebook и др.) и интерактивных ресурсах (Moodle). На кафедре создана база видеолекций, презентаций и научных фильмов по проблемам развития детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом учебного процесса в МПГУ. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах. Основные формы научной студенческой работы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.
На дефектологическом факультете ежегодно проводится Межвузовская (с международным участием) студенческая конференция «Актуальные проблемы современного развития коррекционной педагогики и специальной психологии», студенты кафедры принимают активное участие в организации и проведении конференции. По итогам конференции, наши студенты выдвигаются на конкурс лучших студенческих работ МПГУ.
Так же на кафедре работает 6 научных кружков, научная проблематика которых связана с разными видами нарушений в развитии у детей дошкольного возраста:
• Современные подходы к развитию коммуникативной деятельности детей с ОВЗ (д.п.н., проф. Головчиц Л.А.).
• Инновационные технологии развития слуха и речи у детей с ОВЗ (доц. Казанская В.Л.)
• Социализация детей с отклонениями в развитии (к.п.н., проф. Давидович Л.Р.)
• Адаптация и интеграция детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной школы (к.м.н., проф. Кириллова Л.И.)
• Клинико – генетическое и психолого – педагогическое изучение детей с особыми образовательными потребностями. (к.б.н., проф. Московкина А.Г.)
• Проблемы развития детей с эмоционально – волевыми нарушениями и нарушениями поведения (к.п.н., доц. Лавская Н.С.)
• Интерактивное научно-методическое объединение "Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья" (https://www.facebook.com/events/1555012128063332/). (к.п.н., проф. Микляева Н.В).

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

На кафедре дошкольной дефектологии успешно реализуется международная деятельность дефектологического факультета в рамках совместных проектов научно-исследовательской и инновационной деятельности; программ обмена студентами. Преподаватели кафедры дошкольной дефектологии сотрудничают с университетами Чехии, Армении и Белоруссии. Так же студенты принимают активное участие в международных конференциях.