Навигация по сайту

Файлы

Описание ОП

Учебный план

Руководитель ОП

Комарова Тамара Семеновна

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста (свыше 300 работ, в том числе 40 книг, некоторые из которых получили гриф Министерства образования РФ). Ее труды широко известны педагогам России, а также ближнего и дальнего зарубежья (переведены в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Молдавии, а также в Италии, Японии, Болгарии, Китае и др.).
Создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено около 90 кандидатских и докторских диссертаций. Ее ученики работают в вузах различных регионов России и за рубежом (в Болгарии, в странах СНГ, Вьетнаме). Является ведущим специалистом по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, развития способности и одаренности у детей, проблемам дошкольной педагогики.
Под ее руководством осуществляются экспериментальные исследования в образовательных учреждениях г. Москвы: «Начальная школа – детский сад» №№ 1607, 1882, детский сад № 289, школа № 444 и др.

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

  • Комарова Тамара Семеновна
    Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. Является создателем научной школы. Занимается проблемами развития способности и одаренности у детей.

  • Радынова Ольга Петровна
    Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ведущий специалист в области музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Зацепина Мария Борисовна
    Доктор педагогических наук, профессор. Специалист в области: развития способностей и одаренности у детей и подростков в учреждениях дополнительного образования; формирования культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности; подготовки кадров для дополнительного образования и др.

  • Куланина Ирина Николаевна
    Кандидат педагогических наук, доцент. Специалист в области развития способностей и одаренности у детей и подростков средствами интеграции различных видов искусств и художественно-творческой деятельности.

Одаренный ребенок (44.04.02 Психолого-педагогическое образование)

Код и наименование направления подготовки:

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Одаренный ребенок

Квалификация (степень)

Магистр

Срок освоения

2 года

Форма обучения

очная

Трудоемкость

120 з.е. (4320 час.)

Вступительные испытания

Педагогика и возрастная психология (письменно)

Калькулятор ЕГЭ

Миссия ОП

Требованием настоящего времени является развитие творческой одаренной личности, которая может решать разнообразные задачи, возникающие в современном обществе. Подготовка магистров по данному направлению, позволит сформировать у педагогов готовность и способность к работе с одаренными детьми. В процессе обучения предполагается развитие у магистров необходимых компетенций, позволяющих овладеть технологией работы с детьми в различных образовательных организациях.

Виды деятельности

Магистр по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование по магистерской программе «Одаренный ребенок» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; педагогическая; научно-исследовательская; научно-методическая.

Компетенции

Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
общепрофессиональными компетенциями:
 способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
 способностью использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
 умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
 умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4);
 способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)
 владением современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
 способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
 способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
 готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10);
 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).
профессиональными компетенциями:
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
 способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);
 способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2);
 способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПК-3);
 способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4);
 готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
 способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);
 способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7);
 способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);
 способностью консультировать педагогов, администрацию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9);
 способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);
 способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11);
 способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12);
педагогическая деятельность:
 способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПК-22);
 готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПК-23);
 способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПК-24);
 способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПК-25);
 способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПК-26);
 готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПК-27);
 способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для образовательных организаций различных типов (ПК-28);
 способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПК-29);
 способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности организации (ПК-30);
 способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПК-31);
 способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в организации и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПК-32);
научно-исследовательская деятельность:
 способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПК-33);
 способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПК-34);
 способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);
 готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПК-36);
 способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);
 способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПК-38);
 способностью выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПК-39);
 способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПК-40);
 способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41);
 научно-методическая деятельность:
 способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПК-42);
 способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПК-43);
 способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПК-44);
 готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПК-45);
 способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПК-46);
 готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПК-47);
 способностью восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПК-48);
 умением организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПК-49);
 способностью выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПК-50);
 способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПК-51).

Содержание и организация образовательного процесса

Содержание реализуемой ООП отражено в учебном плане и включает в себя изучение теоретических дисциплин, прохождение практик, научно-исследовательскую работу студентов. Теоретическое обучение осуществляется по будням два раза в неделю в первую половину дня. Практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Образовательный процесс осуществляется на факультете дошкольной педагогики и психологии. Также проводятся занятия в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Студенты, работающие в образовательных организациях, имеют возможность проходить практику по месту работы. На протяжении всего обучения ведется научно-исследовательская работа под руководством ведущих специалистов.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Практика

Виды практик: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков; производственная практика по освоению опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; производственная практика (научно-исследовательская практика по освоению основных исследовательских умений); производственная практика (научно-исследовательская работа); преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы
Учебная и производственная практики проводится на базе разного вида образовательных организаций, в составе которых имеются группы для детей дошкольного возраста (начальные школы-детские сады, дошкольные учреждения, детские центры развития и образования и др.), структурные подразделения, посещаемые детьми с особыми образовательными потребностями, опытные руководители и психологическая служба. Производственная (научно-исследовательская) практика осуществляется на базе образовательных учреждений, которые являются экспериментальными площадками для проведения разного рода исследований, Российской государственной библиотеки, библиотеки МПГУ и других библиотек города. Преддипломная практика организуется для завершения исследовательской работы, оформления текста магистерской диссертации и подготовки к ее публичной защите.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Выпускники, освоившие магистерскую программу «Одаренный ребенок», подготовлены к работе по выявлению и развитию способностей и одарённости детей, подростков в системе образования; организации консультативной помощи родителям детей; руководству реализации образовательных программ, направленных на развитие способности и одаренности, педагогического сопровождения одаренных детей в разных типах образовательных организаций.

Ресурсное обеспечение ОП

Реализация основных образовательных программ в МПГУ подкреплена необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям стандартов, целям и задачам подготовки магистров. Качественный состав преподавательских кадров МПГУ соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям. Дорогостоящее уникальное лабораторное оборудование установлено и функционирует на факультетах и в учебно-научных центрах, выполняющих фундаментальные исследования в различных областях. Компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории оснащены на всех факультетах, общеуниверситетских кафедрах, в общежитиях. На факультетах и в подразделениях имеется выход в Интернет. Современная информационная база обеспечивает возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа - важная часть основной образовательной программы магистратуры. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах МПГУ. Основные формы научной работы магистрантов: производственная (научно-исследовательская) практика, выполнение научного исследования (магистерская диссертация), участие в научно-исследовательских семинарах, конкурсах научных студенческих работ, олимпиадах, интеллектуальных играх, дискуссиях, публикациях, конференциях, работе проблемных групп, творческих лабораторий и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.
На факультете дошкольной педагогики и психологии подготовлены восемь изданий сборника научных трудов магистрантов и аспирантов «Проблемы дошкольного образования в научных исследованиях студентов».

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

Факультет дошкольной педагогики и психологии тесно сотрудничает с образовательными учреждениями Болгарии. Осуществляется сетевое взаимодействие с организациями:
Агентство стратегических инициатив, Общественная палата РФ, Международная академия педагогического образования
ГБОУ СОШ г. Москвы № 1420, Центр творчества "Экономика Культура Образование", Академия социального образования МО, Департамент образования г. Мангейм, Германия и др.