Навигация по сайту

Файлы

Описание ОП

Учебный план

Руководитель ОП

Антонова Анна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор, специалист в области методологии и методики дошкольного и профессионального образования. Область научных интересов: история и содержание дошкольного и профессионального образования, эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста, этикета для дошкольников; под ее научным руководством успешно защищены 18 магистерских диссертаций по проблеме образования дошкольников.

Профессорско-преподавательский состав, ведущий дисциплины и модули

  • Дмитриев Юрий Александрович
    доктор педагогических наук, профессор, специалист в области технологий предшкольного образования, занимается проблемами использования информационных технологий в обучении

  • Ильин Георгий Леонидович
    доктор педагогических наук, профессор, специалист в области современных проблем науки и образования

  • Зацепина М.Б.
    доктор педагогических наук, профессор, специалист в области культурно-досуговой деятельности дошкольников

  • Газина Ольга Михайловна
    кандидат педагогических наук, доцент, специалист в области экологического образования дошкольников, подготовки кадров к эколого-педагогической деятельности

  • Павлова Людмила Ивановна
    кандидат педагогических наук, доцент, специалист в области математического развития дошкольников

  • Яшина Валентина Ивановна
    кандидат педагогических наук, профессор, ведущий специалист в области развития языковых способностей детей, научно-методического обеспечения формирования профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений

  • Родин Юрий Иванович
    доктор психологических наук, профессор, специалист психологии и педагогики в области физического развития детей

  • Изотова Елена Ивановна
    кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологии развития личности

  • Ерофеева Тамара Ивановна
    кандидат педагогических наук, профессор, ведущий специалист в области методологии и методики организации научных исследований, разработки образовательных программ

  • Комиссарова Людмила Николаевна
    кандидат педагогических наук, профессор, ведущий специалист в области культурологических основ музыкального воспитания детей

  • Семенова Татьяна Анатольевна
    кандидат педагогических наук, специалист в области физического воспитания дошкольников

  • Зверева Ольга Леонидовна
    кандидат педагогических наук, специалист в области семейного воспитания детей дошкольного возраста

  • Макарова А.Н.
    кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психического развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста (44.04.02. Психолого-педагогическое образование)

Код и наименование направления подготовки:

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста

Квалификация (степень)

Магистр

Срок освоения

2,6 года

Форма обучения

заочная

Трудоемкость

120 з.е. (4320 час.)

Миссия ОП

Подготовка кадров для разных видов дошкольных образовательных учреждений, школ-детских садов, центров детского развития и дополнительного образования, методической и консультационной службы разного уровня в образовательных учреждениях, в составе которых имеются группы для детей дошкольного возраста.

Виды деятельности

Магистр по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, педагогическая, научно-исследовательская, научно-методическая.

Компетенции

Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
общепрофессиональными компетенциями:
 способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
 способностью использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
 умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
 умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4);
 способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)
 владением современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);
 способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
 способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
 готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10);
 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).
профессиональными компетенциями:
психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации
 способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1);
 способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2);
 способностью проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПК-3);
 способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4);
 готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
 способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);
 способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7);
 способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);
 способностью консультировать педагогов, администрацию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9);
 способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10);
 способностью выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11);
 способностью создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12);
педагогическая деятельность:
 способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПК-22);
 готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПК-23);
 способностью использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПК-24);
 способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПК-25);
 способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПК-26);
 готовностью использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПК-27);
 способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для образовательных организаций различных типов (ПК-28);
 способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПК-29);
 способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности организации (ПК-30);
 способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПК-31);
 способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в организации и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПК-32);
научно-исследовательская деятельность:
 способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПК-33);
 способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПК-34);
 способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);
 готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПК-36);
 способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);
 способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПК-38);
 способностью выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПК-39);
 способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПК-40);
 способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41);
научно-методическая деятельность:
 способностью обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПК-42);
 способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПК-43);
 способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПК-44);
 готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПК-45);
 способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПК-46);
 готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПК-47);
 способностью восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПК-48);
 умением организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПК-49);
 способностью выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПК-50);
 способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПК-51).

Содержание и организация образовательного процесса

Содержание реализуемой ООП отражено в учебном плане и включает в себя изучение теоретических дисциплин, прохождение практик, научно-исследовательскую работу студентов Теоретическое обучение осуществляется в форме двухнедельных установочных лекций, проводимых дважды в год, и самостоятельной работы студентов. Практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса. Образовательный процесс осуществляется на факультете дошкольной педагогики и психологии. Студенты, работающие в дошкольных образовательных организациях, имеют возможность проходить практику по месту работы.

Базовые дисциплины учебного плана
Выборные модули учебного плана
Формы реализации учебного процесса
Государственная итоговая аттестация
Возможность продолжения обучения

Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает: образование; социальную сферу; здравоохранение; культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, здоровьесберегающие технологии образования, психолого-педагогическое и социальное сопровождение участников образовательных отношений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Практика

Виды практик: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста; производственная практика (научно-исследовательская практика по освоению основных исследовательских умений), производственная практика (научно-исследовательская работа), преддипломная практика для выполнения выпускной квалификационной работы.
Учебная и производственная практики проводятся на базе разного вида образовательных учреждений, в составе которых имеются группы для детей дошкольного возраста (начальные школы-детские сады, дошкольные учреждения, детские центры развития и образования и др.). Научно-исследовательская практика осуществляется на базе образовательных учреждений, которые являются экспериментальными площадками для проведения разного рода исследований, Российской государственной библиотеки, библиотеки МПГУ и других библиотек города. Преддипломная практика организуется для завершения исследовательской работы, оформления текста магистерской диссертации и подготовки к ее публичной защите.

Условия и перспективы профессиональной карьеры

Выпускники, освоившие магистерскую программу «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста», подготовлены к работе руководителями дошкольных образовательных учреждений, детских центров развития; методистами методической службы разного уровня; консультантами по проблемам развития детей в учреждениях дополнительного образования и профильных центрах; к педагогической деятельности в окружных и городских управлениях образования.

Ресурсное обеспечение ОП

Реализация основных образовательных программ в МПГУ подкреплена необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям стандартов, целям и задачам подготовки магистров. Качественный состав преподавательских кадров МПГУ соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям. Дорогостоящее уникальное лабораторное оборудование установлено и функционирует на факультетах и в учебно-научных центрах, выполняющих фундаментальные исследования в различных областях. Компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории оснащены на всех факультетах, общеуниверситетских кафедрах, в общежитиях. На факультетах и в подразделениях имеется выход в Интернет. Современная информационная база обеспечивает возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа - важная часть основной образовательной программы магистратуры. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах МПГУ. Основные формы научной работы магистрантов: научно-исследовательская практика, выполнение научного исследования (магистерская диссертация), участие в научно-исследовательских семинарах, конкурсах научных студенческих работ, олимпиадах, интеллектуальных играх, дискуссиях, публикациях, конференциях, работе проблемных групп, творческих лабораторий и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.
На факультете дошкольной педагогики и психологии подготовлены семь изданий сборника научных трудов магистрантов и аспирантов «Проблемы дошкольного образования в исследованиях молодых ученых». Один из них - выпуск 2012 года - посвящен 140-летию МПГУ и др.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями

Осуществляется сетевое взаимодействие по подготовке магистров на основе договоров с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет» им. И.Н. Ульянова, другими вузами в составе Пилотной площадки, образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования (ГБОУ Школа №1246, ГБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №1394, ГБОУ Детский сад № 1266 комбинированного вида, ГБОУ Школа № 1246 г. Москвы и др.).